Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Сохранение здоровья младшего школьника

Сохранение здоровья младшего школьника

при организации образовательного процесса

на 1 ступени общего среднего образования

 

    Развитие ребенка- это состояние непрерывного изменения организма, когда появляются новые функции, осваиваются новые виды деятельности. Характерным для младшего школьного возраста является незавершенность процессов развития, которая и определяет специфику реакций детского организма на внешние воздействия. Темпы увеличения длины тела опережают темпы прироста его массы до 8 лет, затем наблюдается обратное соотношение. Достаточно интенсивно протекает развитие стопы, которая под влиянием механических воздействий может легко деформироваться. Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты: быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке. Недостаточно развиты глазодвигательные мышцы, обеспечивающие движение глазного яблока. Такие проблемы у младших школьников, как «перескакивание» с одной строки на другую, через буквы, слоги , слова, часто связаны с тем, что движения глазных яблок у этих детей отмечается в 10 раз чаще, чем у более старших.

 У детей младшего школьного возраста не завершено развитие мышечных волокон сердца и его сосудистой сети. Интенсивно растет и формируется бронхо-легочный аппарат.

 Высшая нервная деятельность детей младшего школьного возраста очень неустойчива. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во время урока дети не могут долго концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Поэтому учебные занятия должны строиться с учетом психофизиологических особенностей младших школьников.

  Основные аспекты урока для сохранения здоровья учащегося:

  1. Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса, доски, отсутствие неприятных раздражителей.
  2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем: письмо, чтение, решение задач и т.д. Нормой считается 5-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов  учебной деятельности: 7-10 минут.
  3. Обеспечение на уроке оптимальный темпо-ритм, правильное соотношение между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.
  4. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, свобода творчества); активные методы (ученик в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки).
  5. Благоприятный психологический климат на уроке как показатель успешного его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
  6. Преобладающее выражение лица учителя: улыбки, уместные остроумные шутки, использование поговорок, афоризмов и т. д..
  7. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
  8. Постоянное внимание охране зрения: следить за рассадкой учеников с учетом состояния их зрения, проводить своевременную коррекцию освещения в классе, упражнения по гигиене зрения.
  9. Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и осуществление систематического контроля за их осанкой.
  10. Физкульминутки и физкульпаузы как обязательная составная часть урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма- на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого). А также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
  11. Темп и особенности окончания занятия: следует завершать урок спокойно, поскольку учащиеся должны иметь возможность задать учителю вопросы, а последний смог бы прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

   Задача учителя начальных классов- направить все усилия на сохранение здоровья и психикосберегающего эффекта учебных занятий.

Раздзелы сайта