«Формирование культуры здоровья у учащихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата в условиях учреждения образования»

Тема педагогического проекта: «Формирование культуры здоровья у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учреждения образования».
Сроки реализации педагогического проекта: 2017-2020 гг
Руководитель педагогического проекта: Семенихина Зинаида Ивановна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Боровлянская средняя школа №2».
Консультант педагогического проекта: Гуенкова Наталья Андреевна, методист центра физкультурно-оздоровительной, спортивной и туристской работы Минского областного института развития образования.
Основная идея проекта
Работа педагога на занятиях в СМГ требует специальных знаний и соблюдения индивидуального дифференцированного подхода, с учетом диагноза (одного или нескольких) каждого учащегося, рекомендаций врача. В настоящее время, доступный педагогам материал для подготовки к занятиям СМГ – это набор разнообразных комплексов упражнений. Сложность подготовки состоит в том, что упражнения необходимые одному учащемуся, даже при схожих диагнозах, могут быть противопоказаны другим. В одной группе должны заниматься учащиеся с различными заболеваниями, каждому из которых необходим свой комплекс упражнений, ритм занятия и интенсивность. Однако в настоящий момент крайне мало методических разработок и материалов, способных помочь педагогу качественно организовать занятия в СМГ.
В зависимости от диагноза или сочетания диагнозов для каждого из них есть определенные ограничения при выборе комплексов упражнений, различаются рекомендации по коррекции заболевания и выполнению общеукрепляющих занятий. Это требует от педагога, работающего с данными учащимися особых знаний и обязательной организации дифференцированной работы на занятии в СМГ. Наше учреждение обладает уникальным кадровым потенциалом, позволяющим участвовать в данном проекте – заместитель директора по учебной работе, учитель физической культуры и здоровья первой квалификационной категории Зотова Елена Александровна, имеет также образование фельдшера и опыт работы инструктора-методиста физической реабилитации.

Реализация проекта позволит обеспечить:
– совершенствование системы работы с учащимися, отнесенными к СМГ;
-создание условий способствующих формированию культуры здоровья у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
–способствование использования эффективных методик, форм и технологий в едином образовательном пространстве;
–повышение уровня и качества знаний учащихся общеобразовательных учреждений в области сохранения своего здоровья независимо от уровня их обучения;
––повышение уровня профессиональных компетенций педагогов для выхода их на новый качественный уровень педагогического мастерства в области работы с учащимися, отнесенными к СМГ с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
–содействие в обобщении и распространении педагогического опыта по работе в специальных медицинских группах.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование культуры здоровья у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, посредством использования технологии дифференцированной работы с учащимися с различными патологиями ОДА которые отнесены к СМГ.
ЗАДАЧИ
1.Разработать технологию дифференцированной работы с учащимися с различными патологиями ОДА, которые отнесены к СМГ.
2.Проанализировать результативность занятий по этой технологии посредством анализа медицинских осмотров учащихся и проведения анкетирования учащихся и их законных представителей, педагогов.
3.Внедрить данную программу в образовательный процесс ГУО «Боровлянская средняя школа №2».
4.Систематизировать накопленный материал по теме.
5.Создать рекомендации для организации дифференцированной работы с учащимися с различными патологиями ОДА, которые отнесены к СМГ.
В рамках реализации педагогического проекта была выработана система дифференцированной работы с учащимися с различными патологиями ОДА, которые отнесены к СМГ. Следует отметить, что в соответствии с учебной программой каждое занятие по физической культуре (в том числе в СМГ), состоит из инвариантного и вариативного компонентов теоретического и практического разделов.
Инвариантный компонент при работе в СМГ включает в себя содержание знаний и основных навыков учебных программ предмета «Физическая культура и здоровье» для учреждений общего среднего образования, имеющего общекультурное значение и осваивается в полном объеме всеми учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, с учетом класса ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья обучающихся СМГ. Изучение данного компонента позволяет легко адаптироваться учащемуся на занятиях физической культуры в случае его перевода в подготовительную или основную группу.
Вариативный компонент включает знания и практический учебный материал, с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья данного учащегося. В него включаются знания, необходимые учащимся для:
• мотивации использования средств физической культуры с целью самооздоровления и рекреации;
- воспитания ценностного отношения к своему здоровью;
- формирования физически активного образа жизни;
- выработки активного отношения к преодолению отклонений в состоянии здоровья;
- воспитания потребности в здоровом, физически активном образе жизни;
- формирования устойчивой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и закаливанию;
- самостоятельного использования средств физического воспитания с целью оздоровления и рекреации, с учетом ограничений, противопоказаний и показаний нозологических групп, клинико-функциональных характеристик заболеваний учащихся СМГ, рекомендованного двигательного режима, уровня физической работоспособности, возраста и пола;
- самоконтроля над самостоятельными занятиями физическими упражнениями с целью оздоровления и рекреации;
- улучшения субъективного состояния учащихся, содействия повышению их уверенности в своих силах.
Образовательно-оздоровительные средства вариативного компонента отбирает учитель физической культуры и включает в документацию планирования учебного процесса. Содержание вариативного компонента практического раздела дополняется учителем физической культуры за счет введения специальных упражнений. Это специально-оздоровительные и общеоздоровительные упражнения.
Учитывая что основным организационно-методическим требованием физического воспитания учащихся СМГ является индивидуализация содержания, методики обучения и регулирования физической нагрузки, учащихся СМГ рекомендуется подразделяли на подгруппы «А» и «Б» с учетом тяжести и характера заболеваний для более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов. Дальнейшим направлением дифференциации является разделение учащихся по нозологическим группам и их клинико-функциональным характеристикам, полу, возрасту и уровню физической подготовленности.
К подгруппе «А» относятся школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера.
К подгруппе «Б»относятся школьники, имеющие тяжелые органические, необратимые изменения внутренних органов и систем организма.
Особенностью учащихся отнесенных к СМГ является неуверенность в себе, своих способностях, а зачастую – закомплексованность. Хороший результат достигается только при комплексном решении проблемы, поэтому немаловажным фактором является работа психолога с учащимися отнесенными к группе СМГ, их законными представителями и педагогами. Большой проблемой для качественных занятий является нежелание ребенка заниматься, вызванное страхом выглядеть в глазах окружающих неловким, боязнь не справиться с упражнением, редкими занятиями физической культуры по причине частых заболеваний. Основной задачей психолога и педагога является вывод ребенка из данного состояния, убедить ребенка в том, что он со всем справится, тактично найти индивидуальный подход и не отпугнуть от занятий.
Результаты проектной деятельности
В ходе реализации педагогического проекта достигнуты следующие результаты:
1.Разработан и заполняется на каждого учащегося с нарушением ОДА «Паспорт здоровья».
2.Разработаны и апробированы на занятиях групп СМГ дифференцированные комплексы упражнений для учащихся с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиозы I и II степени, сколиотическая осанка, кифоз).
3. Накоплен материал для мотивационных бесед с учащимися, отнесенных к СМГ и их законными представителями о необходимости качественного выполнения комплексов упражнений, занятиям оздоровительным плаванием, соблюдению правил профилактики нарушений ОДА, ответственному отношению к своему здоровью.
4. Накоплен материал «В помощь педагогу, работающему в специальных медицинских группах» по планированию и организации занятия посредством использования дифференцированной работы с учащимися, позволяющий решать.
