Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

New

«Формирование культуры здоровья у учащихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата в условиях учреждения образования»

Тема педагогического проекта: «Формирование культуры здоровья у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учреждения образования».

Сроки реализации педагогического проекта: 2017-2020 гг

Руководитель педагогического проекта: Семенихина Зинаида Ивановна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Боровлянская средняя школа №2».

Консультант педагогического проекта: Гуенкова Наталья Андреевна, методист центра физкультурно-оздоровительной, спортивной и туристской работы Минского областного института развития образования.

Основная идея проекта

Работа педагога на занятиях в СМГ требует специальных знаний и соблюдения индивидуального дифференцированного подхода, с учетом диагноза (одного или нескольких) каждого учащегося, рекомендаций врача. В настоящее время, доступный педагогам материал для подготовки к занятиям СМГ – это набор разнообразных комплексов упражнений. Сложность подготовки состоит в том, что упражнения необходимые одному учащемуся, даже при схожих диагнозах, могут быть противопоказаны другим. В одной группе должны заниматься учащиеся с различными заболеваниями, каждому из которых необходим свой комплекс упражнений, ритм занятия и интенсивность. Однако в настоящий момент крайне мало методических разработок и материалов, способных помочь педагогу качественно организовать занятия в СМГ.

В зависимости от диагноза или сочетания диагнозов для каждого из них есть определенные ограничения при выборе комплексов упражнений, различаются рекомендации по коррекции заболевания и выполнению общеукрепляющих занятий. Это требует от педагога, работающего с данными учащимися особых знаний и обязательной организации дифференцированной работы на занятии в СМГ. Наше учреждение обладает уникальным кадровым потенциалом, позволяющим участвовать в данном проекте – заместитель директора по учебной работе, учитель физической культуры и здоровья первой квалификационной категории Зотова Елена Александровна, имеет также образование фельдшера и опыт работы инструктора-методиста физической реабилитации.

Реализация проекта позволит обеспечить:

– совершенствование системы работы с учащимися, отнесенными к СМГ;

-создание условий способствующих формированию культуры здоровья у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

–способствование использования эффективных методик, форм и технологий в едином образовательном пространстве;

–повышение уровня и качества знаний учащихся общеобразовательных учреждений в области сохранения своего здоровья независимо от уровня их обучения;

––повышение уровня профессиональных компетенций педагогов для выхода их на новый качественный уровень педагогического мастерства в области работы с учащимися, отнесенными к СМГ с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

–содействие в обобщении и распространении педагогического опыта по работе в специальных медицинских группах.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование культуры здоровья у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, посредством использования технологии дифференцированной работы с учащимися с различными патологиями ОДА которые отнесены к СМГ.

ЗАДАЧИ

1.Разработать технологию дифференцированной работы с учащимися с различными патологиями ОДА, которые отнесены к СМГ.

2.Проанализировать результативность занятий по этой технологии посредством анализа медицинских осмотров учащихся и проведения анкетирования учащихся и их законных представителей, педагогов.

3.Внедрить данную программу в образовательный процесс ГУО «Боровлянская средняя школа №2».

4.Систематизировать накопленный материал по теме.

5.Создать рекомендации для организации дифференцированной работы с учащимися с различными патологиями ОДА, которые отнесены к СМГ.

В рамках реализации педагогического проекта была выработана система дифференцированной работы с учащимися с различными патологиями ОДА, которые отнесены к СМГ. Следует отметить, что в соответствии с учебной программой каждое занятие по физической культуре (в том числе в СМГ), состоит из инвариантного и вариативного компонентов теоретического и практического разделов.

Инвариантный компонент при работе в СМГ включает в себя содержание знаний и основных навыков учебных программ предмета «Физи­ческая культура и здоровье» для учреждений общего среднего образования, имеющего общекультурное значение и осваивается в полном объеме всеми учащимися, отнесен­ными по состоянию здоровья к СМГ, с учетом класса ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья обучающихся СМГ. Изучение данного компонента позволяет легко адаптироваться учащемуся на занятиях физической культуры в случае его перевода в подготовительную или основную группу.

Вариативный компонент вклю­чает знания и прак­тический учебный материал, с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обу­словленных отклонениями в состоянии здоровья данного учащегося. В него включаются знания, необходимые учащимся для:

• мотивации использования средств физической культуры с целью самооздоровления и рекреации;

  • воспитания ценностного отношения к своему здоровью;
  • формирования физически активного образа жизни;
  • выработки активного отношения к преодолению отклоне­ний в состоянии здоровья;
  • воспитания потребности в здоровом, физически активном образе жизни;
  • формирования устойчивой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и закаливанию;
  • самостоятельного использования средств физического вос­питания с целью оздоровления и рекреации, с учетом огра­ничений, противопоказаний и показаний нозологических групп, клинико-функциональных характеристик заболева­ний учащихся СМГ, рекомендованного двигательного ре­жима, уровня физической работоспособности, возраста и пола;
  • самоконтроля над самостоятельными занятиями физически­ми упражнениями с целью оздоровления и рекреации;
  • улучшения субъективного состояния учащихся, содействия повышению их уверенности в своих силах.

Образова­тельно-оздоровительные средства вариативного компонента от­бирает учитель физической культуры и включает в документа­цию планирования учебного процесса. Содержание вариативного компонента практического раздела дополняется учителем физической культуры за счет введения специальных упражнений. Это специально-оздоровительные и общеоздоровительные упражнения.

Учитывая что основным организационно-методическим тре­бованием физического воспитания учащихся СМГ является инди­видуализация содержания, методики обучения и регулирования физической нагрузки, учащихся СМГ рекомендуется подразделяли на подгруппы «А» и «Б» с учетом тяжести и характера заболеваний для более дифференцирован­ного подхода к назначению двигательных режимов. Дальнейшим направлением дифференциации является разделе­ние учащихся по нозологическим группам и их клинико-функциональным характеристикам, полу, возрасту и уровню фи­зической подготовленности.

К подгруппе «А» относятся школьники, имеющие отклоне­ния в состоянии здоровья обратимого характера.

К подгруппе «Б»относятся школьники, имеющие тяжелые органические, необратимые изменения внутренних органов и сис­тем организма.

Особенностью учащихся отнесенных к СМГ является неуверенность в себе, своих способностях, а зачастую – закомплексованность. Хороший результат достигается только при комплексном решении проблемы, поэтому немаловажным фактором является работа психолога с учащимися отнесенными к группе СМГ, их законными представителями и педагогами. Большой проблемой для качественных занятий является нежелание ребенка заниматься, вызванное страхом выглядеть в глазах окружающих неловким, боязнь не справиться с упражнением, редкими занятиями физической культуры по причине частых заболеваний. Основной задачей психолога и педагога является вывод ребенка из данного состояния, убедить ребенка в том, что он со всем справится, тактично найти индивидуальный подход и не отпугнуть от занятий.

Результаты проектной деятельности

В ходе реализации педагогического проекта достигнуты следующие результаты:

1.Разработан и заполняется на каждого учащегося с нарушением ОДА «Паспорт здоровья».

2.Разработаны и апробированы на занятиях групп СМГ дифференцированные комплексы упражнений для учащихся с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиозы I и II степени, сколиотическая осанка, кифоз).

3. Накоплен материал для мотивационных бесед с учащимися, отнесенных к СМГ и их законными представителями о необходимости качественного выполнения комплексов упражнений, занятиям оздоровительным плаванием, соблюдению правил профилактики нарушений ОДА, ответственному отношению к своему здоровью.

4. Накоплен материал «В помощь педагогу, работающему в специальных медицинских группах» по планированию и организации занятия посредством использования дифференцированной работы с учащимися, позволяющий решать.

Раздзелы сайта