Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Веселая игротека

Веселая игротека

 

(Система игр для поэтапного овладения звуковой системой языка.) 

         Как ребенок овладевает звуковой системой языка?

         Доктор педагогических наук Р.Е. Левина считает, что ребенок с нормальным речевым развитием овладевает речью в 5 этапов.

         Первый этап характеризуется тем, что ребенок еще не различает слова по звучанию, у него отсутствует фонематический слух. Слово воспринимается им как единый нерасчлененный звук. В этом случае главное значение имеет интонация, с которой произносят те или иные слова. Это вводит в заблуждение некоторых родителей, которые считают, что их ребенок понимает значение слов, так как он правильно реагирует на угрозу или ласку. В действительности же ребенку до 7 – 8 месяцев важно не то ,что сказано, а то, как сказано, то есть интонация.

         Чтобы доказать это, ученые заменили слова «ладушки – ладушки» словами «капитан-капитан», но произносили их с той же интонацией. Ребенок реагировал на последние слова точно так же, как и на первые.

         К концу первого года жизни дети начинают воспринимать звуковой состав слова, различать отдельные звуки. Правда они еще не разграничивают свистящие и шипящие, звонкие и глухие.

         На третьем этапе (к трем годам) ребенок начинает различать звуки, близкие по звучанию. Звуки речи ребенка становятся все более похожими на звуки речи взрослого.

         Четвертый и пятый этапы характеризуются тем, что наблюдаются почти полная правильность активной речи, после чего завершается процесс фонематического развития.

         Отставание в развитии фонематического слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может стать причиной нарушения звукового оформления слов. Только при высоком уровне фонематического восприятия ребенок может различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы очень схожи по звучанию и отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например Б и П, другие имеют более резкие акустические различия, например Т и Ш, также тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные.

         Для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо не только развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать произношение, но и развивать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

         А.И. Максаков, автор книги «Учите, играя», разрабатывая игры для ознакомления детей со звуковой стороной речи, подтверждает, что вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух малыш контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать « свое произношение к произношению окружающих.

         Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

         Т.Б. Филичева рекомендует начинать эту работу на материале неречевых звуков и постепенно охватить все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

         Для успешного решения данной задачи необходимо параллельно , с самых первых занятий, проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

         В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умение контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

         На каждом этапе логопедической работы по развитию способности дифференцировать фонемы можно активно использовать звуковые символы гласных звуков, ведь, когда мы приступаем к обучению детей дифференциации фонем, мы обязательно должны начинать с гласных звуков.

1 этап – узнавание неречевых звуков.

         На этом этапе в процессе игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Можно использовать следующие несколько дидактических игр.     

«Большой – маленький»

         посадить на стулья две игрушки, одна из которых большая, а вторая маленькая. Показать детям, что большой медведь играет на барабане громко, а маленький – тихо. Затем закрыть игрушки ширмой и за ней воспроизводить то громкий, то тихий удар в барабан. Дети отгадывают и говорят (показывают), какой мишка только что играл.           

         «Что для кого»

         На наборном полотне портреты членов семьи: мамы, папы, сына, дочки, бабушки. Объясняем детям, что каждый из них любит кашу из определенной крупы: мама любит гречневую кашу, папа – рисовую, сын – манную, дочка – перловую, а бабушка – гороховую. Дети должны по слуху определить, в какой коробке нужная для каждого из членов семьи крупа. (Перед игрой нужно дать детям возможность послушать , как шумит каждая из коробочек.)

 

         «Веселый музыкант»

         За ширмой находятся различные музыкальные инструменты: бубен, барабан, дудочка маленькая, дудочка большая, погремушки с различной высотой звучания. Ведущий играет на одном из инструментов . Тот из детей, кто первым узнает, что звучит, становится «музыкантом» и выбирает инструмент.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

         На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, тембр, силу голоса, ориентируясь на один и тот же звук, звукосочетание, слово.   

         Игра «Узнай по голосу»

         Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга. Дети хором проговаривают слова и передают друг другу игрушку «лягушка».

         Вот лягушка по дорожке

         Скачет, вытянувши ножки,

         Увидала комара,

         Закричала…

         Тот, у кого в руках на последнем слове остановится игрушка, громко квакает. По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

 

         Игра «Тихо – громко»

         На наборном полотне картинки: пароход, дудочка, мальчик, девочка.

Показываем детям символ звука А и символ звука У. Дети сами подбирают звуки, которые подходят для парохода, дудочки, плача мальчика и девочки. Учим детей различать, где гудит пароход (У – У – У) – далеко(тихо) или близко(громко); какая дудочка играет – большая или маленькая; кто плачет – мальчик («А –а – а» низким голосом) или девочка («А – а – а» высоким голосом).

  Игра «Где чья мама»

         Детям раздают картинки с изображением детенышей домашних животных( теленка, козленка, поросенка, жеребенка, котенка, щенка, ягненка).

Ведущий показывает картинку с изображением домашнего животного – мамы, которая потеряла своего детеныша и зовет его громко. Тот из детей, кто «узнал свою маму», произносит звукоподражание высоким тихим голосом. Если задание выполнено верно, то мама и детеныш встречаются.

 

 

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

       Игра«Светофор»

         Напомнить детям, что светофор регулирует движение на дороге: он может пропустить машину, а может задержать. Теперь дети будут показывать зеленый огонек, если услышат правильное название картинки, и красный, если дети заметят ошибку. Ведущий показывает картинку и произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагом». Затем картинка меняется. Сначала игра проводится в медленном темпе, затем темп ускоряется. Необходимо помнить, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным словам.

          Игра «Слова – братья»

         Для проведения данной игры можно использовать знакомые детям символы. Они помогут найти похожие слова по общему звуку, который в них присутствует. На наборном полотне символы: большой кружок – А, маленький кружок – У, овал – О. Дети возле каждого из символов выставляют картинки и называют их группами, при этом обнаруживают, что все эти слова очень похожи: ком   бак   сук

                                                дом   рак   лук

                                                 сом   мак   жук

                                                 лом   лак   бук

         Позднее игра проводится только на слух с использованием более сложного речевого материала: ветка     каток     горка

                                                     клетка   платок   корка

                                                     пятка     листок   норка

                                                     плетка   моток     марка

 

 4 этап – дифференциация слогов.

         Начинать работу по формированию умения различать слоги целесообразно с такой игры.

                 Игра «Что лишнее»

         Ведущий произносит несколько слогов, например на – на – на – па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются, например: на – но – на, ка – ка – га – ка, па – ба – па – па и т. п.

 5 этап- дифференциация фонем

         на этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Для этого рекомендуется использовать игры со зрительными заменителями гласных фонем.

         Именно на этом этапе дети знакомятся с звукоразличительными играми и учатся понимать словоразличительную функцию звуков.

         Можно привести пример использования интересного литературного материала, который закрепляет знания детей о гласных звуках и их заменяемости в словах, которая ведет к полному смысловому изменению.

          Игра «Мышка в норке»

Мышка в норке росла.                            Мишка в норке живет.

Мышка грызла корки.                   Мишка лапу сосет.

Только грызла тоска                     Косолапый тужит:

Мышку в этой норке.                     «Очень скудный ужин!

И решила от тоски:                       В этой норке тесно,

«Я меняю Ы на И!»                        Жить неинтересно,

какое получилось слово? (Мишка) Как – то сыро и темно…

Я меняю И на О!»

Какое же теперь образовалось новое слово? (Мошка)

Мошка в норке живет.          Это не годится:

Мошка корку сосет.              Я ведь вам не птица!

«Неуютно дома -                            Нет ни в чем моей вины,

Целые хоромы.                     Я меняю О на Ы!»

От кровати до ворот -           Мышка в норке сидит,

Очень длинный переход.      У нее довольный вид.

                                                        (Н. Гоголь)

          Борис Заходер.   КИТ и КОТ.

В этой сказке нет порядка:                      В океан уходит КИТ,

Что ни слово – то загадка!                      КОТ на кухне мирно спит…

Вот что сказка говорит:                          Все как надо.

Жили – были КОТ и КИТ.                      Все прилично.

КОТ – огромный, просто страшный!     Сказка стала – на «отлично»!

КИТ был маленький, домашний.            Всем понятна и ясна.

КИТ мяукал, КОТ пыхтел.                      Жаль, что кончилась она!..

КИТ купаться не хотел.                           (Полный текст сказки можно

Как огня воды боялся.                            прочитать в книге «Литература

КОТ всегда над ним смеялся!                           и фантазия»/Составитель Л. С.

Время так проводит КИТ:                       Стрельцова – М., 1992)

Ночью бродит, днем храпит.

КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану.

Ловит кит мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался,

Если ж был неравен спор –

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый КОТ ни с кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьет волну

И уходит в глубину…

Обсуждали, не спешили ,

И в конце концов решили:

«В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто – то, против всяких правил,

В сказке буквы переставил.

Переправил «КИТ» на «КОТ».

«КОТ» на «КИТ» наоборот!»

Ну и навели порядок:

В сказке больше нет загадок.

Система игр, способствующих формированию восприятия речи на фонологическом уровне.

                 Фонематическое представление о звуковом составе языка способствует совершенствованию правильного произношения, в задачи этого этапа входит развитие функций фонематической системы.

         Эта работа включает в себя два основных направления:

                   - развитие фонематического восприятия/дифференциация фонем/;

                   - развитие фонематического анализа и синтеза.

        

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

При уточнении правильной артикуляции звука, например С,обращается

внимание на работу артикуляционного аппарата: губы растянуты в улыбке, кончик языка за нижними резцами. Можно использовать изображение – символ.

         С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голоса нет. Слуховой образ звука С сравнивается с неречевыми звуками/из шарика выходит воздух, из крана течет вода/. Положение языка подкрепляется положением руки.

          2. Выделение звука на фоне слога.

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук/ например, поднять флажок, хлопнуть в ладоши и т. п./. После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать оппозиционных звуков.

 Выделение звука на фоне слова.

 Упражнения.

Определение наличия заданного звука в слове.

1.Поднять руку /или флажок и т.п./ на заданный звук.

2.Отобрать /а позднее назвать / картинки , в названии которых есть

заданный звук.

3. «Чудо – дерево».

         Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых есть заданный звук.

         4.Отобрать (а позднее назвать) картинки с изображением овощей, цветов на заданный звук.

         5. «Лото».

Раздать детям цветные кружки и карточки с картинками, в названии которых есть определенный звук, или его нет. Надо разложить кружочки и

назвать слова.

 

Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение   местоположения заданного звука.

1.Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Ира, Ася, Инга и т.д.

2.Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слов.

3.Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука

начинается их название: иглы, осы, уж,уши, арка.

         4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука /ударные гласные/

         5.Отобрать картинки, названия которых начинаются с гласного

ударного звука.

         6.Назвать в слове первый /гласный/ и последний /согласный/ звук.

         7.Отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный

звук.

         8.Подобрать названия одежды, овощей, фруктов на определенный звук.

         9. «Лото»

         Закрыть картинки, названия которых начинаются на определенный звук, соответствующим по цвету кружком – название цвета начинается на этот звук, например, звук З – зеленая фишка, звук С – синяя фишка.

         10. Отгадать загадку и назвать первый звук отгадки.

         11. «Кто больше?»

         Детям предлагается сюжетная картинка, на которой предметы с изучаемым звуком. После рассматривания картинки, надо назвать какие предметы имеют в своем названии заданный звук и где он стоит: в начале, в середине, в конце слова. За каждое правильно названное слово дается фишка.

         12. «Найди общий звук»

         Логопед называет слова / нос, фикус, автобус, ананас, квас, лес/ и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он стоит.

         13. «Логопедическое домино».

         Игра строится по принципу домино. У детей картинки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет картинку, на которой, например, НОС и СТОЛ. Другой участник игры подбирает картинку на звук Н или на звук Л.

         14. «Цепочка».

         Ведущий называет слово. Следующий участник игры определяет последний звук в слове и придумывает свое слово, начинающееся с этого звука.

         15. «Где стоит звук?»

         В предложенных словах выделяем голосом звук С, и определяем его местоположение: обозначаем на полоске солнышком.

         16. «Три коробочки»

         Надо разложить картинки в три коробочки, в зависимости от того, где стоит звук в слове: в начале, в середине, в конце.

         17. «Подбери картинки»

         Из предложенных картинок себе выбрать те,, в которых заданный звук стоит в определенном месте: в начале, в середине, в конце слов.

         18. «Веселый поезд»

         Перед детьми поезд с тремя вагонами, которые перевозят игрушки. Надо рассадить всех в зависимости от положения звука в слове: в первый вагон – если звук в начале слова, во второй вагон – если звук в середине слова и т. д.

         19. «Чудесный мешочек»

         Ребенок достает игрушку из мешочка, называет ее и определяет место звука С в ее названии: Карлсон, свинья, снеговик, собака – пес, поднос и т.п.

         20. «Рыболов»

         Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение звука в слове.

         21. «Подбери слово»

         Без опоры на картинки дети подбирают слова с различным положением звука.

Разделы сайта