Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Развитие мелкой моторики

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ПАЛЬЦЕВ РУК

 Исследования института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

         Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

         Используются следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.

  1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками

2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплексы гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.

         3. Игры и действия с игрушками и предметами:

-раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.;

-нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;

-пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков;

-игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.

         4. Изобразительная деятельность

         Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома.

         В начале учебного года дети часто испытывают затруднения при выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

 

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ,

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ И

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

         Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как при неполноценном восприятии фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение.

         Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

         Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков уже усвоенных детьми до звуков, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

         Параллельно, с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

         В процессе логопедических занятий ребенок прежде всего должен приобрести умение контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

         Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

         1 этап- узнавание неречевых звуков;

         2 этап- различение высоты, силы и тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

         3 этап- различение слов, близких по звуковому составу;

         4 этап- дифференциация слогов;

         5 этап- дифференциация фонем;

         6 этап- развитие навыков элементарного звукового анализа

Разделы сайта