Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

В помощь учителю

Буклет для родителей секреты осанки         Материалы для бесед оп дв аппарат           Материалы для бесед осанка         Материалы для бесед плоскостопие         Материалы для бесед, плавание

Рекомендации педагогу по построению и планирования занятий

 в специальных медицинских группах

Освоение программы учебного предмета «Физическая культура и здоровье» способствует укреплению здоровья, разностороннему психофизи­ческому и духовному развитию учащихся, отнесенных к специ­альной медицинской группе. Оздоровительную направ­ленность программы обеспечивает учебный материал, необходи­мый учащимся для достижения оздоровительного эффекта, вос­питания бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других, формирования гигиенических на­выков и здорового, физически активного образа жизни. Одной из основных задач учебных занятий в специальных медицинских группах является содействие устранению функциональных отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии обучающихся. Для успешного освоения программы учащимися СМГ и достижения оздоровительного эффекта необходим дифференцированный под­ход к формированию учебных групп, отбору и планированию учебного материала и личностный подход к процессу физическо­го воспитания.

Цель изучения предмета «Физическая культура и здоровье» в СМГ – оздоровление учащихся на основе формирования физи­ческой культуры личности с учетом индивидуальных отклонений в состоянии здоровья.

Физическая культура личности учащегося, отнесенного по состоянию здоровья к СМГ, представляет собой органичное един­ство:

  • мотивации физкультурных занятий с оздоровительной на­правленностью;
  • необходимых для них знаний;
  • освоенных физических упражнений и способов физкультур­ной деятельности, укрепляющих здоровье, дающих оздо­ровительно-рекреационный эффект;
  • функциональных возможностей организма;
  • активной физкультурной деятельности, направленной на оздоровление, психофизическое, духовное, интеллектуаль­ное и эстетическое развитие личности.

Оздоровление и формирование физической культуры личнос­ти в СМГ - многолетний индивидуализированный процесс. На протяжении каждого года обучения он осуществляется в соот­ветствии с:

  • задачами инвариантного компонента учебной программы, которые ре­шаются с учетом индивидуальных показаний и противопо­казаний, обусловленных характером и тяжестью заболе­ваний;
  • общими задачами физического воспитания учащихся в СМГ;
  • задачами физического воспитания по нозологическим группам;
  • индивидуальными показаниями и противопоказаниями, обусловленными заболеванием (заболеваниями).

Задачи инвариантного компонента учебного предмета сфор­мулированы в учебных программах для I-XI классов учреждений общего среднего образования. Решаются избирательно, с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных со­стоянием здоровья (заболеваниями).

Задачи физического воспитания, общие для всех учащих­ся СМГ, направлены на оздоровление, повышение сопротивляе­мости организма неблагоприятным факторам внешней и внут­ренней среды, обучение знаниям, умениям, навыкам, способам деятельности, необходимым для формирования здорового, физи­чески активного образа жизни средствами физической культуры, формирование умения использовать их самостоятельно, повыше­ние уровня развития кондиционных, координационных способностей и самооценки учащихся.

Оздоровительная направленность задач учебного предмета, общих для всех учащихся СМГ, является приоритетной по от­ношению к задачам, сформулированным в учеб­ных программах для I-XI классов.

К общим задачам для всех учащихся СМГ относятся:

  • улучшение субъективного состояния учащихся, повышение их уверенности в своих силах, воспитание активного отно­шения к своему здоровью как к ценности, формирование нравственных основ здорового, физически активного обра­за жизни;
  • обучение двигательным и методическим умениям и навы­кам, необходимым для повышения уровня и гармоничности физического развития, оптимизации функционального со­стояния организма, повышения его сопротивляемости за­болеваниям, включения в здоровый, физически активный образ жизни;
  • включение в здоровый, физически активный образ жизни и повышение на этой основе уровня функциональных воз­можностей основных жизненно важных органов и систем организма, уровня и гармоничности физического развития, совершенствование координации двигательных и вегетатив­ных функций;
  • оздоровление и предупреждение повторных заболеваний, повышение уровня специфических и неспецифических фак­торов защиты организма, его сопротивляемости болезне­творным факторам;
  • обеспечение необходимого уровня двигательной активности, отвечающего требованиям оздоровительной направленности по продолжительности и интенсивности воздействия физи­ческих упражнений;
  • формирование устойчивой привычки к закаливанию и сис­тематическим занятиям физическими упражнениями.

Задачи физического воспитания, противопоказанные или огра­ниченные в применении и показанные (наиболее благоприятные) средства физической культуры.

 

Структура организации занятий в СМГ

Этапы занятий

Продолжи

тельность

Цели и задачи

Содержание

Вводный

3-5 минут

Подготовка организма к занятию

Освоение теоретического программного материала  

Измерение ЧСС, дыхательные упражнения.

Беседа сопровождающаяся психологической разгрузкой или поддержкой

Объяснение теоретического компонента

Подготовительный

10-15 минут

Подготовка организма к работе

Начи­нается с общеразвивающих и дыхательных  упражнений, выполняемых сначала в медленном, а за­тем в среднем темпе. Первоначальная дозировка упражнений 4–5 раз. В дальнейшем дозировка увеличивается до 6–8 раз и более.

 

Основной

Инвариантный компонент: Программный материл,  дающий основное ядро знаний и навыков общего физкультурного образования.

5 минут

Осваива­ются новые физические упражнения развиваются двигатель­ные качества с целью решения основных задач физического вос­питания.

Например:

«Разучить бег с высокого старта.

Развить координацию движений»

Подводящие упражнения

Бег с высокого старта.

Вариативный компонент: Индивидуальный материал , в соответствии с заболеваниями за счет введения специальных упражнений.

15 минут

 

Осваива­ются новые физические упражнения и знания, развиваются двигатель­ные качества с целью решения оздоровительных индивидуальных  задач личностного развития.

Например:

«Совершенствовать индивидуальный комплекс физических упражнений.

Формировать стереотип правильной осанки»

Комплекс упражнений с учетом индивидуальных показаний по заболеванию, выполняется индивидуально или мало-групповым способом по разработанным картам-заданиям, в соответствии с заболеваниями и противопоказаниями под контролем педагога

Заключительный

5 –8минут

Восстановить организм после нагрузки.

Включает релакса­ционные и дыхательные упражнения.

 ВАЖНО ПОМНИТЬ!

Подсчет пульса проводится 4–5 раз на каждом занятии в течение 10 с: перед началом занятия, в середине его после упражнения с наибольшей нагрузкой, после занятия в первые 10–15 с и через 5 мин после его окончания.

Уровень и длительность нагрузки в СМГ регулируются и контролируются строго индивидуально. В начальном периоде занятий применяют упражнения малой интенсивности, увели­чивающие ЧСС на 25–30 % от ее исходного уровня. По мере адаптации организма включают дозированные нагрузки средней интенсивности, повышающие ЧСС на 40–45 %, а также упраж­нения большой интенсивности, повышающие ЧСС на 70–80 %.

Ориентиром предельного увеличения физической нагрузки при занятиях с учащимися СМГ является ЧСС, соответствующая порогу анаэробного обмена. У контингента СМГ этот уровень ЧСС колеблется от 125–130 уд/мин до 140–150 уд/мин. Более высокие нагрузки на занятиях с СМГ не рекомендуются.

Как правило, в физическом воспитании учащихся в СМГ используется постепенно повышающаяся тренирующая физиче­ская нагрузка, вызывающая в конце занятия легкое утомление. Увеличение нагрузки осуществляется вначале только за счет повышения объема, затем только за счет повышения интенсив­ности. При этом установленный объем нагрузки необходимо со­хранять до тех пор, пока не произойдет стабилизация ЧСС на уровне планируемых энергетических зон. Затем увеличивается интенсивность и сохраняется какое-то время, необходимое для приспособления организма к новым условиям двигательной деятельности.

В зависимости от общего состояния организма нагрузки с уме­ренной физиологической реакцией должны занимать от 15–20 до 30–40 мин. По мере улучшения функционального состояния изменяется реакция организма на нагрузку. Функциональные возможности организма, достигнув определенного уровня, пере­стают совершенствоваться. Для того чтобы физическое упраж­нение вызывало и в дальнейшем умеренную физиологическую реакцию, необходимо постепенно увеличивать физическую на­грузку.

Для школьников, отнесенных к группе «А», физические на­грузки постепенно увеличиваются как по интенсивности, так и по объему в соответствии с адаптационными возможностями организма.

Для учащихся группы «А» двигательный режим в диапазоне ЧСС 120–130 уд/мин применяется в течение 1–1,5 месяцев с постепенным доведением нагрузок до ЧСС 140–150 уд/мин в основной части занятия. Хороший оздоровительный тренирую­щий эффект для сердечно-сосудистой и дыхательной систем в условиях аэробного энергообеспечения оказывают нагрузки при ЧСС 130–140 уд/мин.

Для учащихся группы «Б» в течение всех оздоровительно-тренировочных занятий рекомендуется диапазон ЧСС 120–130 уд/мин. В этих условиях жизненно необходимые навыки и умения формируют без предъявления к ослабленному организму неадекватных требований.

На первых 15–20 занятиях нельзя допускать проявления признаков утомления, одним из которых является понижение физической работоспособности в результате проделанной работы. Внешне это проявляется в ослаблении внимания, рассеянности, заметных нарушениях правильной техники выполнения физиче­ских упражнений. Движения становятся менее точными, вялы­ми, неуверенными, ухудшается двигательная координация. На­ступление утомления характеризуется также утратой бодрости и активности, появлением жалоб на общее недомогание, голов­ную боль и другие неприятные ощущения, а также бледностью или покраснением кожных покровов.

Критерием правильности дозирования нагрузки на занятиях служит характер изменения ЧСС в течение одного урока или серии уроков. После занятия ЧСС должна восстановиться до исходного уровня в течение 15–20 мин. Недостаточное восстановление ЧСС в этом случае свидетельствует об индивидуальном несоот­ветствии физической нагрузки на занятии. Каждый такой случай должен стать предметом тщательного анализа, а при необходи­мости консультации с врачом.

Разделы сайта