Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Модель психологического сопровождения на этапе адаптации первоклассников к обучению в школе

Описание модели сопровождения в период

адаптации учащихся первого класса к обучению в школе

 

           Адаптация это не только приспособление к успешному функциониро­ванию в данной среде, но и способность к, дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

 Адаптированный ребенок— это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде

 Цель сопровождения— создание психологических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Цель достигается за счет последовательного решения педагогическим коллективом и психологом школы следующих задач:

  1. Выявление особенностей психолого-педагогического стату­са школьников с целью своевременной профилактики и аффективного решения проблем, возникающих у них в обу­чении, общении и психическом состоянии.    
  2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенство­ваться в различных сферах общения и деятельности.
  3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развива­вшую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

  Для того чтобы помочь ребенку по­чувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющие­ся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологу необходимо:

  • выявить психологические особеннос­ти ребенка;
  • настроить учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности;
  • по­мочьребенку сформировать навыки и внутренние психологи­ческие механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Кроме того, именно в этот период происходит первая встре­ча маленького школьника с той психологической средой, кото­рая создана в школе и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обу­чения. Естественно, что опыт первых диагностических проце­дур, индивидуальных бесед с психологом, первых групповых психологических занятий могут задать некоторый устойчивый тон в отношении ребенка к психологической работе, задать пер­спективы сотрудничества с ним и его семьей. Установление та­ких перспективных отношений психолога с детьми в период их адаптации в школе можно считать еще одной задачей работы в этот период.

Направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе.

Система психолого-педагогической работы по адаптации детей в школе рассчитана на один учебный год. Первое полугодие - этап первичной адаптации. Его особен­ность состоит в том, что все дети первые полго­да пребывания в школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требова­ний, новому стилю общения. Трудно ожидать от первоклассни­ка в это время высокой интеллектуальной активности, учебной «производительности», так большая часть имеющихся в рас­поряжении школьника психических ресурсов задействованы в процессыадаптации.

 Но к се редине 1-го класса большинство детей такили иначе выходят на достаточно успешный уровень школьногофункционирования, а на их фоне выделяется группа школьников,испытывающих выраженные трудности в обучении  в школьной среде, внутреннем психическом или физическом самочувствии. То есть для нас ребенок, испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно учиться илиобщаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешноеобучение или общение дается за счет высоких отческих затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка,психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.)

 

Направления деятельности:

  • психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течении первого года проводятсядва раза — на этапепоступления (зачисления) ребенка в школу и в серединепервого класса.
  • развивающаяпсихологическая и педагогическая работа

         Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным                   содержанием в зависимости от задач того или иного этапаработы

  • консультативная работа  с педагогами и родителями.

Она осуществляетсяпсихологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным  запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия;

  • методическая работа, направленная на совершенствованиеметодики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами, совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого – педагогического статуса первоклассников;

 

  • психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающимтрудности в школьной адаптации. Оказаниепомощи осуществляется в форме групповой и индивидуальнойпсихокоррекционной работы.
  • Организационно – консультативная работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно - воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации.

 

 

Этапы работы в рамках системы

психолого – педагогического сопровождения

1 этап – поступление ребенка в школу  (апрель, май, заканчивается в начале сентября)

1. Проведение  психолого – педагогической диагностики, направленной на определение  школьной готовности ребенка (методика Ясюковой).

По необходимости уточняющая диагностика в начале сентября.

2. Проведение групповых  (родительское собрание) и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.

3. Консультация педагогов будущих первоклассников, носящая ознакомительный характер.

4. Проведение психолого – педагогического консилиума по результатам диагностики.

5. Посещение будущими первоклассниками школы с целью ознакомления (май)

6. Посещение будущими первоклассниками летней оздоровительной площадки.

2 этап – первичная адаптация детей в школе ( с сентября  по январь)

  1. Проведение консультативной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление с основными задачами и трудностями первичной адаптации.
  2. Проведение консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единым требованиям к классу.
  3. Методическая работа с педагогами, направленная на построение учебного процесса в соответствии с особенностями и возможностями школьников.
  4. Наблюдение за детьми во время учебного процесса и на переменах.
  5. Групповая и развивающая работа с детьми, направленная на повышение уровня школьной готовности и социально – психологическую адаптацию.
  6. Работа с гиперактивными детьми:
  • Тренинги на развитие дифицитарных функций (внимания, памяти и др.)
  • Игры на взаимодействие детей со взрослыми
  • Рекомендации родителям
  1. Тренинги на снятие тревожности
  2. Методы изотерапии для познания ребенка.
  3. Элементы психогимнастики на уроках.
  4. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
  5. Психолого – педагогический консилиум по результатам первичной адаптации.

3 этап – психолого – педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

Работа проводится в течение всего второго полугодия 1  класса

  1. Проведение психолого – педагогической диагностики, направленной на выявление детей испытывающих трудности в обучении и общении.
  2. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по итогам диагностики.
  3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения.
  4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности с учетом данных психодиагностики.
  5. Организация групповой и индивидуальной психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и общении.
  6. Аналитическая работа.
  7. Психолого – педагогический консилиум по результатам окончания первого 

класса.

Диагностические методики:

 1. Уровень готовности к школе    -  Ясюкова

2. Уровень тревожности  (для учителя)  - Сатир.

3. Уровень тревожности (для детей) – «Несуществующее животное».

4. Анкеты для родителей.

5. Анкета для учителя.

6. Рисуночные тесты «Мое настроение», «Что мне нравится в школе», «Школа»,

    «Школа зверей»,  «Школа с правилами», «Школа без правил», «Дом, дерево,  

     человек», «Моя семья».

7. Методика «Беседа о школе» (книга М. Битяновой Работа психолога в начальной школе).

8.Изучение самооценки.

Разделы сайта