Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Консультации для родителей

Как научить ребёнка читать

Многим родителям не терпится начать обучение детей чтению. Если уж терпеть невмоготу, то, уважаемые мамы и папы, чтобы не наделать трудноисправимых ошибок, прочитайте советы учителя-дефектолога.

Нарушение чтения у детей распространяется как на способы овладения этим навыком, так и на темп чтения, и на понимание прочитанного.

Перечислим основные признаки нарушения чтения:

 • «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове, неоднократные повторения их в процессе чтения;

 • пропуски, добавления или перестановка букв;

 • «прочитывание» неправильных окончаний слов;

 • побуквенное угадывающее чтение вместо плавного слогового;

 • трудности осмысления и пересказа прочитанного.

 Эти трудности в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова. В результате чего, происходит смешение акустически сходных звуков, что делает неполноценными звуковой анализ и синтез. По этой причине ребёнку не удаётся  воссоздать правильную и точную звуковую форму слова. За буквой нет четкого звукового образа, она не ассоциируется с определенным звуком.

 Для преодоления описанных трудностей можно использовать упражнения:

 1. Выделение заданного звука в звуковом ряду («Хлопни, если услышишь звук [м]»).

 2. Выделение заданного звука в слоговом ряду.

 3. Выделение заданного звука в словах.

 4. Повторение пар слов со смешиваемыми в произношении звуками: кот – год, том – дом, миска – мишка, дочка – точка.

 5. Повторение слоговых рядов со смешиваемыми в произношении звуками (2-3 слога): па-ба-па, ка-га-ка, са-ша-са, ма-мя-ма и др. Для данного задания необходимо подбирать в пары звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твердые и мягкие, переднеязычные и заднеязычные звуки. При этом произносить слоги (слова) необходимо «за экраном», т.е. прикрыв рот ладошкой, картонкой и др., чтобы ребенок не читал звук с органов артикуляции, а воспринимал его на слух.

 6. Выделение первого/последнего звука в слове, определение последовательности звуков в слове («Назови звуки по порядку»).

 7. Определение местонахождения заданного звука в слове (в начале, середине или конце слова).

 8. Соединение заданных звуков в слово.

 На следующем этапе обучения чтению начинаем формировать стабильный графический образ буквы. Для этого можно использовать следующие приемы:

 • обведение букв по трафарету, шаблону;

 • ощупывание картонных букв с закрытыми глазами;

 • выкладывание контура буквы из палочек, спичек, семечками, ниточками, проволокой, пластилином с обязательной фиксацией внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, в каком количестве;

 • «написание» букв в воздухе;

 • нахождение недостающих элементов буквы («буква сломалась»);

 • демонстрация букв в разном положении (упала, вверх ногами);

 • нахождение букв в геометрических фигурах;

 • поиски букв, наложенных друг на друга;

 • конструирование букв из предложенных элементов (овала, полуовала, длинной и короткой палочек);

 • реконструирование букв (из буквы П можно сделать букву Н или И);

 • определение букв, которые можно выложить из двух (Т, Г, Х, Л) или из трех палочек (И, А, П, Н, К);

 • придумывание слов на заданную букву.

 Следующий этап обучения чтению – чтение слогов. Методически правильно читать вначале открытые слоги (МА, ПА), а затем закрытые (АМ, АП). Более сложным заданием будет чтение слогов со стечением согласных букв (СТА, МНА, КРА). В качестве закрепления целесообразно использовать слоговые таблицы, при работе с которой ребенку можно предложить следующие задания:

 • прочитать слоги по горизонтали и вертикали (в строчку и в столбик);

 • найти и показать заданный слог;

 • придумать слова на заданный слог;

 • определить первый слог в названном слове и найти его в таблице.

 Только проделав такую большую предварительную работу, можно приступать к чтению слов.

 Для отработки скорости чтения целесообразно выполнять задания:

 1. Чтение «с буксиром» (взрослый читает текст, ребенок вместе с ним, при увеличении темпа чтения взрослым, это же делает и ребенок).

 2. «Жужжащее чтение» (на протяжении 1-5 минут ребенок читает текст в полголоса, можно на скорость – кто больше прочитает за это время).

 3. Многократное чтение:

 • чтение отрывка за 1 минуту – отметить, сколько прочитали;

 • повторное чтение за 1 минуту – отметить, сколько прочитали;

 • повторное чтение за 1 минуту – отметить, до какого места прочитали;

 • чтение этого отрывка в темпе скороговорки без интонации;

 • выразительное чтение этого отрывка с переходом на новую часть текста.

 Следует отметить, что самое важное в процессе формирования навыков чтения – это поддержание интереса и желания детей к данному процессу. Что же можно сделать в домашних условиях, чтобы стимулировать процесс чтения? Пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках; дарите детям книги, причем такие, которые «захватят» ребенка; читайте детям на ночь; обсуждайте с ребенком содержание прочитанной книги; вместе с малышом ищите в книгах ответы на различные вопросы. Превращайте совместный поход в книжный магазин в настоящий семейный праздник!

Учитель-дефектолог                                                                    Олейник А.М.

Консультация для родителей «Списывание без ошибок»

   Списывание по-прежнему остается одним из основных способов обучения грамотному письму и получения знаний по другим предметам. Часто приходится слышать недоуменное возмущение родителей по поводу большого количества ошибок в детских работах: «И куда только смотрел?! Учебник перед тобой!» Практика показывает, почти четвертая часть ошибок допускается детьми при списывании, а не на месте пропущенных букв. Как преодолеть трудности? Действительно, нередко приходится наблюдать, как работа ученика оказывается неуспешной из-за ошибок, допущенных при списывании. Учитель иногда попадает в затруднительную ситуацию при проверке ученической работы. Например, вычисления все выполнены верно, но изначально ребенок записал пример неправильно или допустил ошибку в записи числа.

Образец: 365×24 + 3678 -110

Запись в тетради: 356×24 + 3678 + 110

Или ребенок пропущенные буквы в упражнении по русскому языку вставил в учебнике правильно, а при списывании допустил ошибки в словах, в которых буквы не пропускались.

В чем причина подобных затруднений?

   Многие дети просто не умеют списывать, вернее не используют рациональные приемы списывания. Довольно часто приходится наблюдать, как ребенок постоянно перемещает взгляд из тетради в учебник — напишет кусочек слова, смотрит, как пишется следующий, потом прочитывает то, что написал, сравнивает и т. д. Иногда списывание носит побуквенный характер. Естественно, утомление наступает очень быстро, зрительное внимание притупляется, возрастает количество ошибок. Иногда причинами являются недостатки зрительного анализа. В условиях урока уделять значительное внимание его развитию невозможно. Такая работа носит индивидуальный характер.

Тренируемся дома

Развиваем процессы зрительного анализа

«Найди красивые»

Ребенку предлагается выбрать красивый дом:

Затем его просят внимательно рассмотреть, как написана цифра «1», найти среди них красивые и обвести их карандашом.

Попросить ребенка объяснить, почему, например, вторая цифра слева красивая, а седьмая — нет? Почему среди некрасивых единиц оказались такие, «носики» у которых кривые?

(Потому что палочки имеют разные наклоны, выходят за пределы строк или короче их). Как отличить красивый «носик» от некрасивого? Попросить ребенка определить, какие «носики» красивые, а какие — нет.

Задание ребенку: красиво написать цифру «1» самостоятельно, не отрывая руки от бумаги.

«Зрительный анализ» 

А. Сколько треугольников в данной фигуре?

Б. Ребенка просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и нарисовать его.

В. Изображение какого-либо предмета (например, чайник, цветок и др.) расчертить на 16-25 квадратов (4×4 или 5×5) попросить ребенка перерисовать по клеточкам.

«Найди слог, слово» (формируем зрительный анализ букв, умение выделять их в слове).

Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны в левом столбике:

СЕ

 

СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС ЕС

ОБ

 

БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО

ГДЕ

 

ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ

КОТ

 

ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ

СЛОН

 

НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН СЛОМ

 

«Найди двух одинаковых»

В этом задании можно использовать любые одинаковые и различающиеся изображения.

«Мягкие буквы»

Выкладывание букв и слогов с помощью шнура.

«Зрительные диктанты» на невербальном материале (точность непосредственного зрительного запоминания).

В течение 1 минуты ребенку показывается ряд фигур, которые изображены двумя разными цветами. Ребенка просят точно запомнить их, а затем воспроизвести в тетради с сохранением порядка фигур, особенностей их конфигурации и раскраски. Постепенно время показа сокращается, а задание усложняется.

Примерные последовательности фигур (цветовое решение выполняет взрослый).

«Запомни и нарисуй»

«Запомни и нарисуй»

«Найди и исправь ошибку»

«Продолжи»

Подсказка: на веточках изобразить 3 ягодки, 5 ягодок и т. д.

 «Прочитай быстро» (развиваем зрительный анализ и сравнение слов)

Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами:

Близкий — ближний, дедушка — девушка, резкий — резвый, пуховый — пушной, соседний — соседский, ворота — ворона и др.

Эффективно использование пособий О. Узоровой, Е. Нефедовой, например "350 узоров. Тренируем руку".

Развиваем произвольное внимание

Задание

Ребенку предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

  1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
  2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
  3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА
  4. ГРУММОПД
  5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
  6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
  7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА
  8. ЛАЙОНОСАНДЕРА
  9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ
  10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
  11. МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ
  12. АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН
  13. БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯ
  14. ОСТИМАРЕ

«Корректурная проба»

Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строке, 30-35 строк). Ребенку предлагается в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать).

Можно использовать и любой текст с крупно напечатанными буквами.

Подсчитывая количество допущенных ошибок, можно сделать вывод об эффективности работы.

Учимся копировать образец

Задание

Перед ребенком ряд предметов (например, пуговиц). Задание: «Выложи столько же фишек внизу в ряд, сколько здесь пуговиц». Если ребенок пытается выполнить задание с помощью счета, то нужно показать способ выкладывания фишек в ряд в строгом соответствии с каждым из элементов верхнего ряда и предложить ему продолжить эту последовательность выкладывания. После этого взрослый закрывает ряд фишек. «Сколько фишек ты выложил?» После ответа ребенка ряд фишек открывается, а в ряду предметов закрывается часть. «Сколько пуговиц закрыто?».

Задание

Ребенку предлагается дорисовать квадраты на пустой дорожке, чтобы их было столько же, сколько квадратов на первой дорожке. Выполнять действие нужно с ориентацией на количественное соотношение элементов множеств, а не на пространственное расположение предметов.

Упражнение выполняется на листах в клетку со следующей заготовкой:

 

 Задание

«Сравнение множеств», элементом одного из них является отдельный предмет, а элементом другого множества — сразу несколько предметов.

Выполняется на листах со следующей заготовкой:

В верхней части листа — ваза с букетом цветов. Ниже — пустые вазочки, приготовленные для букетов. Под ними клумба, на которой садовник начал высаживать цветы для будущих букетов. Нарисуй столько цветов, чтобы их хватило в приготовленные вазочки. Обращаем внимание ребенка на «образцовый» букет (какой должен получиться), не называя при этом количество цветов в букете.

Ребенок должен соотносить вазу и букет.

Развиваем кратковременную память

«Запомни картинку»

Ребенку предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4-5 картинках. Через одну минуту картинки убирают, и просят назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же учить узнавать буквы и цифры (английские буквы, латинские, римские цифры и др.). Постепенно количество запоминаемых объектов следует увеличивать.

Формируем алгоритм списывания

Ребенок должен запомнить:

  1. Читаю предложение целиком. Стараюсь запомнить.
  2. Читаю каждое слово. Запоминаю. Проговариваю по слогам.
  3. Записываю слово, не глядя на образец, проговаривая. Проверяю.

Такие упражнения помогут ребенку научиться списывать без ошибок.

Учитель-дефектолог                                                               Гладкая Т.М.

Помощь семьи

 

Помощь семьи ребёнку школьнику подчиняется определенным правилам, должна осуществляться последовательно, продуманно.

Первоклассник нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны старших. Заботливые родители, другие члены семьи обычно контролируют каждый шаг, не только помогают, но и активно включаются в работу ребенка. Такая помощь совершенно необходима, потому что далеко не каждый первоклассник способен самостоятельно выполнить задания. Это и есть форма включенного участия.

Здесь встречаются подводные камни, которых следует избежать, чтобы не навредить ребенку. Одно дело, если родители работают совместно  с ним, другое – когда задания выполняют вместо него.

В первом случае у ребенка создается поддержки, своего рода  защиты; во втором – быстро формируется интеллектуальная пассивность, иждивенческие настроения, склонность переложить малейшие затруднения на родительские (или тех членов семьи, которые ему помогают) плечи. Стоит ли доказывать, насколько это все опасно.

А второклассникам нужно уже не участие, а соучастие.

Помощь других членов семьи оказывается лишь тогда, когда у ребенка, который самостоятельно справляется с заданиями, возникают какие-то трудности. Роль домашних помощников здесь скорее консультационная, нечто вроде «скорой помощи», появляющейся лишь по вызову.

В третьем и четвертом классах (если развитие учебной деятельности школьника идет нормально, без особых сбоев) помощь членов семьи должна быть ограничена лишь наблюдением и контролем.

Важно уловить ту грань, когда домашняя учебная работа становится для ребенка действительно полигоном испытания самостоятельности, закалкой его интеллектуальных возможностей, не опережать и не замедлять этот процесс, совершающийся по законам естественного развития и педагогического руководства.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить  самочувствие ребенка, что резко меняет ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода «пусковым механизмом» дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы – самой главной линии ожиданий ребенка, самого главного рубежа его стремлений.

Младший школьник не столько осознает, сколько переживает успех. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, высвобождающая огромные скрытые возможности личности, несущие неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

Кроме того, каждая семья обладает определенным материальным, интеллектуальным и духовным потенциалом. Эти потенциалы различны. Найдите потенциал своей семьи! Можно объединить потенциалы разных семей. Некоторые родители приглашают к себе домой нескольких одноклассников своего ребенка, с которыми организуют совместные занятия, досуг, развивают интересы, способности детей (занятия шахматами, спортом, играми, походами, беседы и т.п.) Пребывание детей в обстановке домашней теплоты, уюта, в атмосфере творчества, сотрудничества благотворно сказывается не только на «чужих», но и собственных детях.

  

Учитель-дефектолог                                                         Олейник А.М.

Что такое «познавательная деятельность»

или почему ребенок медленно думает

Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать информацию из окружающего мира, во-вторых, зависит от заинтересованности слушающего, в-третьих, от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук), в-четвертых, от способности человека к произвольному и целенаправленному вниманию. Недостаточная включенность одного из этих компонентов познавательной деятельности резко снижает эффективность общения человека, в том числе и ребенка, с окружающим миром. Особенно это резко выражено у детей с проблемами в развитии.

Незрелость нервной системы с рождения или к моменту начала систематического обучения в детском саду не дает ребенку запоминать то, что ему показывают или говорят взрослые, что он сам видит; слышит, чувствует каждый день. Теряя ощущение нового, но не запоминая необходимое, ребенок не проявляет заинтересованности в познании окружающего мира или утрачивает ее. Привычная обстановка (дома, в детском саду, на улице) не вызывает желания что-либо потрогать и назвать, однако изменение этой привычности ведет к резким протестам детей. Почему? Ведь кажется, что ребенок ничего не замечает вокруг, не называет по просьбе взрослого. Протесты возникают потому, что ребенок, запомнив целостную картину окружающего мира, не выделяет из него частности (деревья, траву, камешки, людей, автобус, стол, стул и т. д.). Поэтому каждое изменение (в одежде, в маршруте до дома, в еде) вызывает у ребенка испуг перед неизвестным, и он требует возврата к прежнему, ему известному окружению. Как только это происходит (пошли привычной тропинкой, мама надела ту же кофточку, посадили на тот же стульчик), ребенок успокаивается и снова не проявляет интереса к окружающему.

Из-за незрелой нервной системы очень часто у детей вовремя не налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и т. д. Ребенок не может выполнить простых для нас заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, но слух в порядке}, подпрыгнуть на одной ноге, закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается), пнуть мяч. Это с одной стороны. С другой стороны, незрелость нервной системы ограничивает понимание ребенком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят. И самое непонятное для нас, взрослых, - не может сделать как мы, т. е. по подражанию и образцу. Девиз: «Делай как я!» для ребенка с проблемами в развитии становится недосягаемым. Почему? По причине отсутствия слаженной работы всех органов чувств ребенка: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут Именно этим объясняется неумение детей к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую/левую руку, срисовать простейший орнамент из палочек и т. д.

        Чтобы запомнить, как выглядит предмет или объект окружающего мира, ребенку нужно заставить себя посмотреть и запечатлеть его таким, как он есть, чтобы в следующий раз узнать. Чтобы запомнить, как называется что-то, ребенок опять должен заставить себя запечатлеть тот набор звуков, которым взрослые этот предмет обозначают. В большинстве случаев этот процесс происходит без особого вмешательства со стороны взрослых. Однако когда нервная система незрела, когда имеются несогласования в работе различных воспринимающих систем ребенка тогда процесс запоминания требует многократных повторений и чрезмерных усилий ребенка для концентрации внимания на каком-то одном предмете. Энергии и возможностей ребенка не хватает для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Именно эти сложности скрываются за выражением «медленно думает, когда говорят о ребенке с проблемами в развитии.

Вышеописанные трудности подстерегают малыша с первых дней жизни. О недостаточной зрелости нервной системы мамы узнают еще в родильном доме, но, к сожалению, не предпринимают каких-либо усилий для помощи ребенку, наивно полагая, что все с возрастом пройдет. Наоборот, чем старше становится малыш, тем больше информации и опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает . И вовсе не потому, что он «лентяй и не хочет», а потому, что незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот материал, который знают его сверстники, даже не посещающие детский сад. Помогите ребенку: проконсультируйтесь у врачей-специалистов {невропатолога или невролога, окулиста, ЛОРа, у логопеда и дефектолога). Узнайте все возможные пути преодоления имеющихся трудностей. Самое главное - не ждите пяти лет, на которые ссылаются несведущие люди, объявляя этот возраст чуть ли не возрастом избавления от всех проблем в, развитии ребенка. Самое удивительное, что именно с этого возраста ребенка проблемы у родителей только начинаются.

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста

 

В письменных работах учащихся начального звена, часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характера: пропуски букв, слогов, не дописывание окончаний слов, внесение лишних элементов букв, перестановка букв, слогов. Не выявленные причины затруднений в учебной деятельности, недостаток понимания и помощи со стороны родителей и учителей обычно влекут за собой изменения в характере: агрессивность, отказ от выполнения учебных заданий, работает только под страхом наказания. Эти негативные реакции маскируют чувство собственной неполноценности, тревоги у ребенка. Далее в школьном возрасте усиливается нагрузка на нервную систему, что ведет к срывам, неврозам, нарушениям в поведении, защитной агрессивности. Вот почему эти дети нуждаются в понимании, щадящем подходе и действенной помощи взрослых. Здесь неуместны дисциплинарные меры и авторитарный стиль общения. Этот не вина ребенка (может, но не хочет), а его беда (хочет, старается, но не может).

         Применительно к младшим школьникам правильно будет говорить не о расстройствах (как о болезненном состоянии), а трудностях овладения письменной речью. В основе возникновения стойких «нелепых», часто повторяющихся ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьёзные объективные причины.

Так что же это такое - нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?

Дисграфия-это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

 

Чаще всего нарушения письменной речи встречаются у детей с:

  • Недостаточной степенью сформированности всех сторон речи (нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения).
  • Наследственно отягощенным фактором, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость от родителей.
  • Двуязычием в семье.
  • Несвоевременно сформированным процессом латерализации (выделение ведущей руки). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука.
  • Недостаточно сформированными пространственными и временными представлениями.
  • Недостаточно четкой артикуляцией (без речевых нарушений).

 

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель и родители – первые люди, которые должны забить тревогу.

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

Каковы же ошибки, которые должны насторожить?

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д; п-т; Е-3; а-о; д-у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о - у, ё - ю; согласные р - л, и - ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): "За зомом росла мамина" (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): "Дод небом лолубым" (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное - приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Итак, вы обнаружили специфические ошибки, родители обратились к специалисту, ребенок начал посещать занятия с логопедом и принес вам справку, где имеется заключение.

Что дальше?

Учителю и родителям необходимо поддерживать постоянный контакт с логопедом и оказывать ему содействие в работе. К сожалению, на практике часто бывает так, что или логопед, или учитель (родитель) проявляют ненужные амбиции, не стремятся к взаимодействию, сотрудничеству. Необходимо сразу для себя уяснить: главное - это интересы ребенка.

 

РЕБЕНОК НЕ УМЕЕТ ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ, НЕДОСТАТОЧНО ПОНИМАЕТ ПРОЧИТАННОЕ. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ?

   Часто приходится слышать сетования старших: «А вот в наше время…». Позволю себе аналогичное суждение. Детство наших детей совершенно не похоже на наше детство. Ушли в прошлое детские организации — нет больше октябрят, пионеров, комсомольцев. Технический прогресс дает возможность каждому реализовать свои интересы, не выходя из дома. Безусловно, многие дети посещают различные кружки, занимаются спортом, однако приходится констатировать, что время общения наших детей со сверстниками значительно сократилось, как и время общения с родителями. Многие дети больше проводят времени за компьютером, редко играют в коллективные игры, мало взаимодействуют со сверстниками. Редкий ребенок знаком с когда-то популярными журналами «Мурзилка», «Веселые картинки», на страницах которых было множество интересных рассказов, загадок, различных игр и заданий, которые способствовали развитию речи, мышления, воображения, обсуждались с друзьями. Общение подразумевает активное говорение. Речь развивается и совершенствуется в общении. Чем шире и разнообразнее круг общения, тем богаче и совершеннее речь ребенка.

    В настоящее время, как показывает практика, речевое развитие многих школьников оставляет желать лучшего. Нередко приходится наблюдать затруднения школьников, когда они, читая довольно простой текст, заходят в тупик, сталкиваясь с пословицей или поговоркой — дети не могут истолковать их переносное значение, не чувствуют его, а следовательно, не могут в полной мере понять, что именно прочитали. Многие дети не умеют разгадывать загадки. За пределами их жизненного опыта остаются сокровища устного народного творчества — кладезь мудрости, жизненного опыта, смекалистости, духовных ценностей. Мы, взрослые, можем изменить ситуацию. Трудно пробудить интерес ребенка к тому, что не интересно самому. Начнем с себя. В детстве все из нас отгадывали и загадывали загадки, а иногда и сами их сочиняли. Как и когда появился этот жанр народного творчества?

   Появились загадки в глубокой древности. Сравнение предметов и явлений, проведение между ними аналогий шло в процессе изучения окружающего мира. Новые знания, наблюдения находили свое отражение в загадках. В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета либо явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». Указывая на различные предметы, явления, действия людей, загадки не называют их однозначно, представления о мире облекаются в художественную, образную форму. Назначение загадки в разные времена могло быть различным. К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками. В глубокой древности люди использовали загадку как один из предметов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр. Загадки использовались и в качестве испытаний. В наше время они являются инструментом для развития речи, мышления, воображения детей. Как научить разгадывать загадки? Для начала надо запастись терпением. То, что очевидно для нас — не всегда понятно и знакомо детям. Новое умение формируется постепенно.

Начинать можно с раннего детства и никогда не поздно.

      На первых этапах можно для дошкольников использовать картинки, реалистические изображения нескольких непохожих животных, например, ежа, медведя и оленя. Рассмотрите их внимательно, обратите внимание ребенка на их индивидуальные особенности. А потом загадайте загадку об одном из них, например: «Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками». Малышу надо выбрать, о ком эта загадка. Ребенок не справился — не беда! Вновь обратите внимание на наличие у ежа иголок. Через некоторое время попробуйте еще раз. Когда ребенок запомнит загадку, предложите загадать ее кому-нибудь из взрослых, а потом сверстникам. Следует учитывать, что малыши в возрасте 3 — 4 лет воспринимают все буквально, не понимают еще скрытый смысл, поэтому и загадки должны быть простыми. Для младших школьников картинки не обязательны, будем использовать их только в случае затруднений. Предлагаем детям описать внешний вид этих животных. А далее следуем тем же путем. Когда дети легко загадывают знакомую загадку, предлагаем отгадать новую о медведе, позже — об олене. Итог — загадываем их без использования картинок. Постепенно ребенок запоминает большее количество загадок, учится слушать и понимать новые. Прежде, чем загадывать очередную загадку, всегда рассматривайте предмет, вместе описывайте явление, используя слова из загадки.

Используйте рифмованные загадки «Подскажи словечко». Отгадывать их легко, нужное слово подсказывает рифма. Например:

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

От кого, мои друзья, 
Убежать никак нельзя? 
Неотвязно в ясный день 
Рядом с нами бродит …(тень)

После того, как ребенок научился легко отгадывать рифмованные загадки, может загадать их взрослым и сверстникам, повышайте уровень сложности — переходите к загадкам-обманкам. Они тоже рифмуются, вот только отгадку надо подбирать не в рифму, а по смыслу, например:

Простой вопрос для малышей: кого боится кот?

Так и хочется ответить в рифму: «Мышей!». А правильный ответ: «Собак».
Дети с удовольствием играют в игру «Буква заблудилась»:

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»

В старшем дошкольном возрасте дети легко заменяют заблудившуюся букву. Самыми сложными являются загадки на смекалку:

От чего плывет утка? (От берега).

А, И, Б сидели на трубе, А упала, Б пропала, кто остался на трубе? (И).

На окошке сидит кошка. Хвост, усы, лапы, ушки, как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Это кот).

Попробуйте вместе с ребенком придумывать свои загадки.

Через некоторое время вы увидите, что ребенок подмечает больше особенностей предметов, обращает внимание на то, что раньше не замечал, начинает смотреть и видеть, слушать и слышать. Жемчужинами устного народного творчества, выразительными средствами языка являются пословицы и поговорки. В них всегда можно найти ответ на все случаи жизни — и когда у тебя горе, и когда радость. Молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался — на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит и развеселит пословица. В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа. Велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и мн. др. Этот жанр народного творчества — великолепный инструмент для развития представлений об окружающем мире, развития речи, логического мышления, воспитания. В основе каждой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт,  явление и т. п. 

«Грибы ищут — по лесу рыщут» — это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, нужно хорошенько побродить по лесу! Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл — она подходит ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия. Существуют различные игровые упражнения, используя которые мы не только знакомим детей со значением пословиц и поговорок, ситуацией их применения, но и развиваем смекалку, сообразительность, учим видеть скрытый смысл. Речевые игры с использованием загадок, пословиц и поговорок помогают не только развивать речь, память, но и расширять представления об окружающем мире, учат сравнивать, наблюдать, рассуждать, мыслить.

Например.

«Четвертая — лишняя». Прочтите пословицы, поговорки. Найдите ту, которая отличается от трех по смыслу.

  • Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.
  • Кабы знать, где упасть, так соломки б подостлал.
  • Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет.
  • Кабы знал наперед, так бы расширил рот.

«Чем похожи?» Прочтите пословицы и поговорки, определите, какой темой они объединены. Скажите: «Эти пословицы и поговорки о …»

Используйте и такие упражнения: «Соедини похожие», «Соедини пословицу с ее значением», «Подбери пословицы-антонимы», «Соедини начало и окончание», «Сочини новую пословицу», «Подбери пословицу к сказочному герою», «Выбери пословицу, которая подходит к тексту» и т. д.

Предлагая подобные задания систематически, вы научите ребенка глубже понимать читаемые тексты, точнее воспринимать явления, использовать пословицы и поговорки в своей речи. Загадки, пословицы и поговорки постепенно входят в речевой опыт ребенка. Если каждую неделю брать одну загадку и одну пословицу, но делать это постоянно, можно достигнуть успеха быстрее, нежели включая новое ежедневно. В данном случае — тише едешь, дальше будешь! Успехов!

  

Учитель-дефектолог                                                                  Леанович Т.М.

 

Разделы сайта